Интересным фактом в рамках исследования отрасли стал средний возраст компаний - порядка 24 лет. С одной стороны, это говорит о “зрелости” белорусских предпринимателей, богатом опыте, четком понимании целей и задач hardware-бизнеса, а также об устойчивой позиции этих компаний на различных рынках. Но с другой стороны, увы, мы принимаем тот факт, что для дальнейшего процветания и масштабирования бизнес требует своей передачи в “молодые руки”. Но как осуществить эту передачу, как сделать этот переход безболезненным и удачным во всех его проявлениях. На эти вопросы ответил в своем выступлении Александр Степановский, адвокат и управляющий партнер Адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнёры».
Исходя из трех основных принципов преемственности (1.Владение компанией, 2.Корпоративное руководство компанией, 3.Оперативное управление компанией), Александр рассказал об основных стадиях плана преемственности.
В рамках проведенного нами исследования отрасли среди анализируемых проблем, с которыми сталкиваются белорусские hardware-предприниматели, во главе списка стоит нехватка кадров. В частности, участники анкетирования выделяли следующие вопросы как наиболее тревожные:
большая проблема - утечка мозгов;
снижение качества подготовки специалистов из-за большого отрыва обучения от производства;
необходимость поддержания зарплат на уровне IT-отрасли;
необходимость кадров разного профиля: программирование нижнего уровня, конструкторы, робототехники, электронщики, механики, физики и т.д.;
недостаток управленческих специалистов, не хватает менеджерских компетенций;
На наш взгляд, проблема образования и подготовки молодых специалистов является весьма актуальной для всех предпринимателей Беларуси. С уверенностью можем сказать, что “карантинный период” в результате COVID-19 еще даст о себе знать через несколько лет в виде серьезных пробелов в полученных знаниях у молодежи, но с другой стороны, введенная система дистанционного образования также откроет множество возможностей.
В Ассоциации уже давно налажена “клубная” жизнь: встречи собственников, круглые столы линейных руководителей и специалистов, сотрудничество с различными образовательными площадками, на базе которых наши специалисты проходили совместное обучение. Такая деятельность, безусловно, в различных своих выражениях благоприятно отражается на самом бизнесе наших участников, и это привело нас к идее создания собственного образовательного центра.
К нашей встрече присоединился Макар Шнип, который поделился проектом создания такого центра в рамках hardware-сообщества.
В целом такой образовательный центр представляет собой площадку обучения специалистов, необходимых приборостроительным компаниям, определенного рода платформу “прокачки хард- и софт-скилов” для стартапов, место средоточия экспертизы хардверной разработки, где будут комбинироваться онлайн и оффлайн формы обучения.На данном этапе многие участники Ассоциации тесно сотрудничают с ведущими профилирующими ВУЗами страны: в рамках такого сотрудничества открываются лаборатории компаний на базе учреждений образования, студенты проходят практику в самих компаниях с возможностью последующего трудоустройства. Мы ведем диалог с ВУЗами, проводим экскурсии на предприятия, планируем принимать участие в составлении учебных планов и программ.
Макар предложил три вида программы обучения: долгосрочные (разработка электроники) от 6 месяцев, среднесрочные (языки программирования, софтверная разработка) в среднем 3 месяца, краткосрочные (тематика по запросам работников) до 1 месяца.
Среди ожидаемых результатов и выгоды от создания образовательного центра Макар отметил следующие:
рост необходимых компетенций сотрудников компаний, утоление “кадрового голода”;
содействие расширению компаний, в том числе регионально;
привлечение стартап-команд к сотрудничеству;
формирование в компаниях кадрового резерва руководящих позиций;
стимулирование открытия новых производственных направлений;
открытие новых веток карьерного развития для “выгоревших” разработчиков;
рост престижа hardware-разработки и повышение интереса к отрасли;
повышение лояльности сотрудников компаний Ассоциации за счёт возможностей обучения, особых условий для обучения детей сотрудников, в том числе в дополнительного образовании школьников.
В завершении своей презентации Макар детально определил последующие шаги, необходимые для создания образовательного центра.
На данном этапе первостепенной задачей представляется создание рабочей группы из представителей компаний, заинтересованных в инвестировании компетенций, времени и средств в образовательный центр (собственники, руководители ключевых подразделений, HR). Приглашаем всех заинтересованных к обсуждению проекта и определению следующих задач.
Принимайте активное участие в развитии нашей отрасли!